Гончарство

Мы решили сделать гончарную мастерскую в нашем комплексе “коттедж 4Сезона”, ведь одним из разновидности сельского зеленого туризма является именно народный промысл. Нашим отдыхающим интересно самим попробовать создать какой-то, пусть и не очень совершенный продукт под наблюдением и помощью опытного гончара.

Из-под Ваших рук уже через час времени на гончарном круге могут родиться такие изделия как чашечка, тарелочка, кувшин или просто вылепить себе птичку-свисток или барашка. Проводим также групповые мастер-классы для взрослых и детей.

Гончарство – изготовление из опаленной гончарной глины различных изделий, в частности посуды, изразцов, игрушек и др. Это довольно древнее ремесло возникло в эпоху неолита, а впоследствии стало разновидностью народного искусства. Глина является пластичной при формировании и достаточно твердой после обжига (около 900 °). Имеет широкий спектр природных красок – от белой, кремовой, охристой до красной, коричневой и темно-серой. Волшебного эффекта гончарным изделиям придают керамические краски, изготовленные из цветной глины (ангобы), а также прозрачные и декоративные поливы (глазури).

Первобытные гончары формировали изделия вручную, облепляя корзиночку, камень, деревянную форму ломтями глиняной массы толщиной в палец или обвертывая по спирали ленту глины, постепенно слепливая и вытягивая конусообразную сосуд с острым дном. Посуда выходила толстостенная с нарушением округлости и силуэта формы. Однако эта примитивная древняя техника выдержала конкуренцию с гончарным кругом и была хорошо известна славянам.

Изобретение гончарного круга (IV тыс. До н. Э.), Сначала ручного и повильнообертового, а в средневековье скоростного, с ножным приводом, стал переворотом в развитии гончарного ремесла. Техника точеные на круге позволяла не только увеличить выпуск продукции, но и улучшить ее художественный уровень. Посуда, изготовленная на круге, достаточно легкая, тонкостенная, с гармонично-симметричными очертаниями формы, четкими орнаментальными полосами, линиями и тому подобное.

В гончарстве народные мастера пользовались несколькими техниками декорирования: ритування, глянцевания, рижкування, фляндрування, штампик и лепки.

Ритування ( «урез», процарапыванием, гравировка) – это способ нанесения углубленного желобка деревянной палочкой или гвоздем на поверхность сырого черепка.

Глянцевания или лощения, делают гладким предметом (преимущественно камушком) по сухому черепку линии, полосы и т.

При рижкування рожок наполняется ангобом. В маленькое отверстие в его нижней части укладывается гусиное перо или стеклянная трубочка, и струйка ангобу ложится на поверхность изделия. В современных техниках рожок заменен на резиновую грушу. Режь ковки мастера проводят прямые и волнистые линии, наносят точки, розетки, листики и другие орнаментальные элементы.

Фляндрування – это соединение с помощью острого предмета трех или четырех лент ангобов, подобно мраморных разводов, – четких и зигзагообразных.

В гончарстве сегодня различают четыре рода изделий: посуда различного назначения; сакральные предметы (кресты, иконы, подсвечники и т.д.); игрушки; предметы для оборудования жилья (изразцы, вазы, вазонники т.д.).

С образованием Древнерусского государства в X в. постепенно растет производство гончарной посуды, особенно в городах. На изделиях появляется сначала непрозрачная, а впоследствии прозрачная полива. Древнерусские гончары основном изготавливали корчаги для хранения зерна, миски, горшки, кружки и кувшины.

В XIV в. преимущественно производили дешевый и удобный серый посуду для приготовления блюд. Его украшали лощением и деревянными штампиками-колышками в виде кружочков с лучиками, звездочками, зубчиками, ласточки и др.

В XVII-XVIII вв. Украинский гончарство приобрело более высокого уровня развития. Изделия расписывали ангобами и эмалями (керамическая стекловидная краска), что позволило перейти к многоцветности. Ведущее место заняли растительные, цветочные орнаменты, фигурные изображения, прежде всего на мисках и кафеле. В это время среди многочисленных полтавских ячеек гончарства, таких как Глинск, Зеньков, Миргород, Ромны, выдающимся была Опошня. Здесь 1786 около 200 ремесленников изготовляли разнообразную праздничную посуду для напитков: дзбанки, фляги, бочонки, кувшины и декоративную посуду скульптурного характера: барашки, львы, коньки, петухи и т.д., украшенные цветочным орнаментом. В Глинске благодаря творчеству семьи Сулимов ведущей техникой росписи стала Фляндривка иногда в сочетании с цветочными мотивами.

Поднепровские гончарные ячейки – Дыбинцы, Канев, Ревовка (затоплена Кременчугским водохранилищем), Сунки, Цветная и др. – Славились не только добротным рисованным прикладным посудой, но и фигурным для напитков (в виде животных и птиц).

На Подолье гончарная посуда производили в Бари, Бубновке, Гайсине, Летичеве, Смотриче и др. Бубновская керамика, кроме четких растительных узоров, имела лепные фигурки птичек на покрышках чашу рынок и тому подобное.

Ведущими центрами гончарства в Западной Украине были Потелич, Яворов, Коломыя, Пустынь, Мукачево и др. В Коломые гончарный цех создан 1661 г.

gonch-15 gonch-14 gonch-13 gonch-11 gonch-12 gonch-10 gonch-09 gonch-08 gonch-07 gonch-06 gonch-05 gonch-04 gonch-03 gonch-02 gonch-01